Алупка. Музей Амет-Хана Султана
Дорогие друзья, если вы приехали в Алупку и решили посетить Воронцовский дворец и парк, не спешите покидать этот городок. Поднимитесь чуть выше дворца (адрес ул.Ялтинская 22), пройдите по старым улочкам Алупки и посетите еще один дом-музей, где родился знаменитый сын крымско-татарского народа. Дважды герой Советского Союза, летчик-истребитель и летчик-испытатель. Его именем названа одна из площадей Симферополя.
АМЕТ-ХАН: ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ
«Никто из членов экипажа не вернулся из этого испытательного полета. Части взорвавшейся в воздухе «летающей лаборатории» искали на земле долго…
Амет-хан Султан навсегда улетел из жизни, как сказал о летчиках другой отважный пилот, мечтатель и страстный защитник планеты Земля — Антуан де Сент-Экзюпери. Улетел, сжимая в руках штурвал самолета — как уходили из жизни многие избранники неба, чтобы навсегда остаться в истории авиации…»
Бута Бутаев, автор книги «Амет-Хан Султан»
Дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии, заслуженный лётчик-испытатель СССР Амет-Хан Султан родился и вырос в Алупке. Здесь окончил 7 классов Крымскотатарской школы. В 17 лет уехал в Симферополь на учёбу в железнодорожное ФЗУ и получил профессию слесаря. Первые шаги в авиации сделал в Симферопольском аэроклубе. С 1939 по 1940 — учёба в Качинской школе военных лётчиков им. А. Ф. Мясникова. Амет-Хан Султан прошёл всю Великую Отечественную войну. За время войны им совершено 603 боевых вылета, проведено 152 воздушных боя, лично сбито 30 и 19 в группе самолётов противника, по официальным данным. На самом деле Амет-Ханом сбито около 80-90 самолётов, просто свои самолёты он записывал на молодых лётчиков и стимулировал их на дальнейшие боевые сражения. После освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков (12 мая 1944 года), Амет-Хан находился в Алупке. 18 мая 1944 года два Героя Советского Союза — Павел Головачёв и Амет-Хан Султан стали невольными свидетелями депортации крымских татар — стариков, женщин и детей — из Крыма…
За боевые заслуги Амет-Хан Султан был награждён двумя медалями «Золотая Звезда», тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды.
С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. В 1946 году в звании майора был уволен в запас.
С 1947 года – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института в г. Жуковский. За короткий срок он стал одним из лучших испытателей. В 1949 году совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 провел первую в стране полностью автоматическую дозаправку самолёта в воздухе «С крыла на крыло». В том же году Я. И. Верников и Амет-Хан Султан выполнили первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А. И. Микояна И-320 («Р-2») и в 1949—1950 годах провели его заводские испытания.
В 1951—1953 годах в Керчи, в с. Багерово, проходили сверхсложные, сверхсекретные испытания самолёта-снаряда, предназначенного для уничтожения кораблей. Ведущий в испытаниях Амет-Хан Султан. Совместно с лётчиками-испытателями С. Н. Анохиным, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолёта-снаряда КС («Комета»). За успешно проведённые испытания все лётчики были представлены к званию Герой Советского Союза. Амет-Хан был представлен к третьей медали «Золотая Звезда», но вместо неё его наградили орденом Красного Знамени (из-за национальности — крымский татарин) и присудили Сталинскую премию 2-й степени (в 1961году переименована в Государственную).
Множество полётов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных типов самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолётов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В. И. Головиным, на самолёте МиГ-15УТИ, катапульта сработала в противоположную сторону и пробила топливный бак самолёта, за штурвалом Амет-Хан. Опустив голову, обнаружил под ногами керосин, возникла угроза пожара. Из-за деформации катапультного кресла В. Головин не мог покинуть самолёт. В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолёт. Посадка была выполнена безукоризненно…
За 24 года лётной работы Амет-Хан Султан освоил около 100 типов летательных аппаратов разных модификаций генеральных конструкторов: Яковлева, Микояна, Туполева, Цыбина, Сухого и др.
1 февраля 1971 года при выполнении испытания мощного авиационного реактивного двигателя, который подвешивался под самолёт Ту-16 ЛЛ, командир экипажа Амет-Хан Султан и четверо членов экипажа трагически погибли.
Тефиде Мухтерем,
заведующая музеем дважды Героя Советского Союза
Амет-Хана Султана в Алупке
(материал из газеты «Ялтинские Вести» » № 4 (251) от 8 февраля 2020 года)